Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что должны уметь дети в 2 5 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Органы чувств ребенка от 2 до 3 месяцев — Первые предпосылки к осознанности можно уловить на лице двухмесячного малыша. Осмысленность в глазках говорит о первых сложных процессах мышления, во все еще созревающем головном мозге. Повышается двигательная активность: движения более координированные, целенаправленные.
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
- Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
- Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
- Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
- Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
- Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
- Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
- Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
- Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
- Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
- Начинает чувствовать красоту.
- Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
- Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
- Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
- Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
- Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
- Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). - Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
- Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
- Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
Что должен уметь ребенок в 2 месяца невролог?
Визит к врачу — Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.
- Исследование функций черепных нервов Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.
- Исследование двигательной сферы Наличие и выраженность рефлексов — важный индикатор психомоторного развития.
Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:
мышечного тонуса (дистония — гипертонус или гипотония); сухожильных рефлексов; выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.
Исследование чувствительности У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.
- Оценка когнитивных функций Это неотъемлемая часть неврологического осмотра.
- У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица.
- Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) — также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.
Мамам на заметку Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия — здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно.
У 2-3-летних детей появляются новые виды деятельности: игры, конструирование, рисование.
Главными в игре становятся действия, приближённые к реальности и совершаемые с игровыми предметами. Примерно в 2,5 года действия распространяются на предметы-заместители.
Детишки обожают играть со строительными материалами, им по плечу сделать довольно сложные объекты: гараж, забор, дорогу и после с ними играть. Желательно, чтобы у малыша были разные строительные наборы: из разных форм, тематические «Ферма», «Весёлый городок», крупные варианты «Лего».
Ребёнку становятся доступными новые виды деятельности, такие как лепка и рисование. Он усваивает, что с помощью карандаша или пластилина можно многое изобразить, поэтому к трём годам у него получаются шарики, дождик, дорожки, он лепит лепёшки, колечки, палочки. В процессе работы ребёнок вырабатывает отношение к окружающим его явлениям и людям, поэтому его поведение становится более разнообразным.
Развитие: наблюдаем за малышом
В этом возрасте большинство детей могут похвастаться 15 и более зубами, мальчики весят 11,8-15 кг при росте 88,5-95,3см, соответствующие показатели для девочек: 11,2-14,5 кг и 87,1-94,2 см.
Ребенок научился бегать и прыгать, он может бросать мяч руками в движении и пинать его перед собой. Также, многие малыши осваивают искусство ходьбы задом наперед или ловко передвигаются на цыпочках. Ребенок может пить из чашки и пользоваться соломинкой. Теперь он с легкостью открывает все двери в комнатах и шкафах. И сознательно выдвигает ящики комода, зная, где лежит нужная ему вещь.
Малыш продолжают активно исследовать мир вокруг, открывая все более интересные вещи как в доме, так и за его пределами. В этом возрасте дети понимают что есть опасные и безопасные для них предметы и ситуации. Они гораздо лучше ориентируются в пространстве, оценивают связи предметов между собой, понимают понятия «здесь» и «там», «дальше» и «ближе», «внутри» и «снаружи». Ребенок может лучше определить размеры предметов, оценить их количество по принципу «больше» или «меньше». Теперь он может нарисовать замкнутый круг и собирать простые паззлы, а также с удовольствием строит из кубиков довольно сложные конструкции и сооружения.
В этом возрасте малыши обычно добавляют в свой активный словарный запас 50 новых слов в месяц и могут связно изъясняться простыми фразами и предложениями. Если раньше разобрать детскую речь могли только близкие, то теперь разговорные навыки ребенка настолько усовершенствовались, что даже незнакомый человек может понять, что говорит малыш. Любопытный ребенок будет постоянно задавать окружающим вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?», усложняя их по мере пополнения словарного запаса.
Малыш становится все более социально активным, начинает с интересом общаться с другими детьми, знакомится на практике с правилами совместных игр.
На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Обычно, к этому возрасту дети полностью переходят на «взрослое» меню. Но, не забывайте, что пищеварительная система у детей до трех лет еще очень нежная, функции печени, желудка и поджелудочной железы не достигли полной зрелости. Обратите повышенное внимание на качество продуктов для малыша. «Взрослым» консервам не должно быть места на детском столе, так же как сосискам, колбасе и газированным напиткам.
Для того, чтобы составить полноценное меню на каждый день, маме придется постараться, ведь энергичному малышу требуется ежедневно около 1500 ккал.
Молоко – источник огромного количества полезных веществ и витаминов, необходимых для растущего организма. В свежем цельном молоке присутствуют иммунные тела, способные уничтожать вредные для человека бактерии. Молочные продукты должны обязательно присутствовать в ежедневном рационе. Даже если ребенок отказывается пить молоко, наверняка, найдутся молочные блюда, которые придутся ему по вкусу. На молочном супе, к примеру, выросло не одно поколение малышей. А на десерт предложите ребенку вкусный несладкий йогурт со свежими ягодами или творог с кусочками банана. Нежирный творог или кефир можно давать детям каждый день, а вот сливочный сыр и запеканку из жирного творога — не чаще 2-3 раз в неделю.
Хлеб и хлебобулочные изделия – источник клетчатки и ценных пищевых волокон, необходимых для роста малыша. Калории маленькому ребенку не страшны, к тому же, хлеб из пшеничной муки тонкого помола усваивается лучше, поэтому вместе с основным блюдом можно угостить малыша куском белого хлеба. Детям постарше будет полезнее хлеб из муки более грубого помола.
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.
Признаки задержки развития
Часть малышей, которым уже исполнилось 2-3 года, не могут использовать речь для коммуникации. Причины − в задержке развития (ЗРР). Если есть проблема, то ребенок:
- мыслит, но не может сформулировать, что он думает;
- затрудняется ответить на вопросы взрослого человека;
- наполняет активный и пассивный словари очень медленно;
- строит долго даже простую фразу и произносит её с ошибками;
- не может повторить несложное предложение за взрослым;
- очень часто перестанавливает слоги, «теряет» звуки;
- сильно напрягает мышцы лица, когда пытается произнести некоторые звуки;
- не понимает смысла прочитанной ему сказки;
- испытывает проблемы с мелкой моторикой, не может собирать матрешек, кубики, пазлы.
Самостоятельно в домашних условиях проблему можно диагностировать. Но потом все же стоит проконсультироваться со специалистом.
Проводить «тестирование» нужно ближе к третьему году жизни малыша. Во-первых, следует понаблюдать за тем, как он играет, взаимодействует со сверстниками, общается.
Во-вторых, нужно оценить словарный запас ребенка – как активный, так и пассивный. Далее следует понять, насколько быстро говорит малыш. Если он торопится – это не очень хорошо, предпосылка для заикания.
Для тестирования лучше использовать карточки. Предложите ребенку рассказать, что на них изображено. Не следует просить малыша повторять за взрослым, так как он будет копировать произношение. А нужно, чтобы ребенок:
- опознал предмет или существо, изображенное на карточке;
- правильно произнес слово, обозначающее это.
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной — 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Тело малыша – новые стадии развития
В двухлетнем возрасте ребенок взрослеет: меньше спит, концентрируется на чем-то одном, увеличивается количество эмоций. Происходит следующее:
- Налаживается работа сердечной системы и сосудов, сердце начинает биться медленее (около 115-120 ударов за минуту), понижается давление. В сравнении с первым годом жизни кровь начинает лучше снабжать мозг, благодаря вертикальному положению тела. А это выступает мощным толчком к развитию когнитивных способностей.
- Кишечник функционирует эффективней, размеры желудка увеличиваются. К двухлетнему возрасту у малыша вылазит около 20 зубов.
- Костная система крепнет, движения становятся более согласованными, точными, уверенными. Несмотря на это, ребенка часто одолевает усталость, поэтому важно менять виды деятельности. Но если движения вовсе не будет, устанет он от этого не меньше.
- Совершенствуется кора головного мозга, развивается память, нервная система становится более выносливой. Малыш может подолгу не спать и дольше концентрироваться на одном занятии. Например, в двухлетнем возрасте его хватало на 15-20 минут, а в 3 года он выдерживает до получаса. Ребенок учится учится управлять своими желаниями и импульсами.
- Увеличивается и объем мочевого пузыря – к окончанию трехлетнего возраста примерно в 4 раза. Малыш начинает реже посещать туалет. В 2 года практически все дети уже ходят на горшок. Но при стрессовой ситуации возможны сбои. В 3 года малыши самостоятельно способны реагировать на позывы в туалет.
Что влияет на рост и вес детей?
На параметры роста и веса детей влияет несколько параметров. К ним относятся:
- Наследственный фактор: на телосложение, рост и вес влияют гены, которые передаются малышу от мамы и папы. Замечено, что мальчики наследуют своих предшественников по мужской линии, а девочки – по женской.
- Развитие внутри утробы матери. Для хорошего здоровья ребенка важны отсутствие повреждений и потрясений, отсутствие заболеваний и патологий во время вынашивания малыша, сбалансированное питание беременной женщины.
- Природные факторы, такие как экологическая обстановка, климатические условия. Входит сюда и диета матери в течение всей беременности. От правильного питания ребенок должен получать все витамины, минералы. Особую роль играет кальций и витамин К2. Они содержатся в творожках «Агуша». Эти витамины благотворно влияют на усвоение других веществ, к примеру, которые отвечают за костную систему. Чтобы малыш полноценно развивался, важно также заниматься подвижными играми на свежем воздухе.
- Индивидуальные особенности здоровья. Это касается, в первую очередь, гормонального баланса. Известно, что гормон роста выделяется в ночное время, поэтому важно соблюдение режима дня, своевременный отход ко сну. Если родители заметят, что их сын или дочь маленького роста или имеют чрезмерный вес, потребуется консультация эндокринолога. Когда специалист назначит правильный диагноз, а причины нарушений устранятся, рост и вес со временем нормализуются.
Развитие речи в 2-3 года
Словарный запас двухлетних детей увеличивается до 200-400 слов. Они уже начинают строить предложения, фразы, состоящие из нескольких простых слов. Большую часть слов, которые кроха употребляет, составляют существительные, которые обозначают предметы и близких людей. В лексиконе появляются местоимения «ты», «он», прилагательные, например, «хороший». У малыша много вопросов, которые касаются места действий: «где?», «куда?» и т.д. Кроха также имитирует крики животных и птиц, знакомые ему звуки. Дети понимают команды из нескольких связанных действий: «Возьми карандаши и нарисуй солнышко». Но с артикуляцией еще остаются проблемы – двухлетние малыши выговаривают не все звуки, путают слоги.
К трехлетнему возрасту словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов, фразы состоят уже из 4-5 слов, но сложные слова еще сокращаются или заменяются более легкими. Если реальные логопедические проблемы отсутствуют, малыш умеет четко произносить почти все звуки, кроме [р], [л], свистящих и шипящих. Если имеются трудности с этими звуками, то посещать логопеда нужно не раньше 4-5 лет. Кроха понимает команды из 4-5 действий: «Зайди в свою команду, найди плюшевого медведя, принеси его в зал и посади возле себя».
Медикаментозное и немедикаментозное лечение
В каждом конкретном случае лечение подбирается индивидуально, в зависимости от диагноза, причины возникновения нарушения, состояния ребёнка, степени тяжести процесса и других факторов.
К медикаментозной терапии относят все виды препаратов для воздействия на центральную и периферическую нервную систему.
Лечение проводится под строгим контролем врача. При малейшей положительной динамике дозы лекарств уменьшают или даже отменяют.
В качестве немедикаментозного лечения широко используется массаж, физиотерапия, лечебная физкультура.
При обнаружении неврологических проблем у малыша родителям нужно запастись терпением и приготовиться к серьёзной работе, чтобы назначенное лечение дало плоды.
Общее и интеллектуальное развитие
Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:
- кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника,
- одевают несложные вещи и обувь без застежек,
- моют руки, лицо и чистят зубы,
- осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых,
- играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.
Интеллектуальное развитие:
- может собрать пирамидку из 5-9 колец,
- из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»,
- различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие),
- методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме,
- умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше,
- из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота),
- умеет собирать несложные пазлы,
- хорошо работает память,
- правильно держит карандаш во время рисования.
Физические возможности ребенка в 2 – 2,5 года
Дети умеют хорошо бегать, прыгать, ходить задом, боком, на цыпочках, играть в мяч, ловя его руками, а затем бросать другому ребенку. Не доставляет сложностей питье из чашки или через соломинку.
Любые преграды, будь то двери, ящики или скамейки, больше не мешают малышам получить желаемое. Они с легкостью преодолевают их.
ВАЖНО: Начиная с 2 лет, мальчики и девочки активно и детально исследуют мир вокруг себя, при этом они осознают, что рядом с ними существуют как опасности, так и абсолютно безопасные предметы.
Определения «здесь», «там», «дальше», «ближе», «внутри» становятся понятными ребенку и помогают ориентироваться в пространстве. Ребенок определяет размеры разных игрушек и предметов, их количество. Улучшаются навыки рисования. Любимыми занятиями становится строительство из конструктора или кубиков, пазлы.